Славянская нечисть: Ренессанс

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Нечисть

Сообщений 1 страница 30 из 36

1

―По месту жительства―

―По своей сущности―

Лесная
Аука
Пущевик
Кикимора лесная
Лесавки
Леший

Водяная
Анчутка
Водяной
Русалки
Кикимора болотная

Кладбищенская
Витьянка
Колокольный мертвец
Мертвец
Покутник
Умрун
Упырь
Упырь-прорицатель

Домовая
Барабашка
Баган
Банники
Бука
Домовой
Кикимора

Ирий (Рай)
Алконост (Алконос)
Гамаюн
Сирин

Без прописки
Гриф-птица
Животные-оборотни
Загадочные огни
Земляная кошка
Злыдни
Мавка
Морок
Приведения
Кинокефалы (песиглавцы)
Ярчуки

Нежить
Колокольный мертвец
Мертвец
Умрун
Покутник
Русалки

Животные
Говорящие животные
Гриф-птица
Животные-оборотни
Земляная кошка
Ярчуки

Духи и сущности
Аука
Анчутка
Барабашка
Баган
Банники
Бука
Витьянка
Водяной
Домовой
Загадочные огни
Злыдни
Морок
Мавка
Лесавки
Леший
Приведения
Пущевик
Кикимора
Кикимора лесная/болотная

Райские птицы
Алконост (Алконос)
Гамаюн
Сирин

Другие
Кинокефалы (песиглавцы)

0

2

Вытьянка - Тоскующая душа непогребенных костей; "поющая кость". Единственное известное упоминание о вытьянке находим в поверьях Костромского края: жители деревни Китовразово Галичского уезда слышат в Пасхальную ночь, как "воет вытьянка" - "это душа (или дух) непохороненных костей просит похоронить их". В этой же губернии считали, что "кость плачет" и в могилах невинно убитых.  Согласно крестьянским поверьям, душа нерогребенного живет возле тела, оберегая его, пока тело не будет предано земле. На тот  свет такую душу не пускают. "Тоскующая кость" - одно из оплощений "неупокоенного мертвеца" или его души.

0

3

Колокольный мертвец. Нечистый дух, вселившийся в тело мертвого колдуна, из тех, кого не принимает земля после смерти. Если в полночь забраться на колокольню, можно увидеть его сидящим в углу, в белом колпаке. Сорвешь с него колпак — будешь маяться всю жизнь: каждую ночь колокольный мертвец будет ходить под окнами, прося надеть колпак, а станешь одевать — тут и придушит колдун.

0

4

Мертвец. Это вставшие из могил особы, которые при смерти совершили непоправимый грех и не могут отправиться на небеса. Обычно, когда стукнет ровно полночь, они выходят на «прогулку». Заставая живого человека на кладбище, они пытаются его заживо похоронить. Имеют голубовато-белую кожу, могут оскаливать жёлтые зубы и удлинять ногти до размеров с ножи. Убрать их можно несколькими способами: удивить чем-то; спрятаться в колокольне или церквушке, это святое место; пристукнуть их по голове подушкой, те исчезнут.

0

5

Морок. Дух, скорее всего злой, ещё называют подорожником. Зачастую перекидывается в человеческий образ и указывает неверную дорогу блуждающим, дабы заманить в глубь леса, на кладбище. Если вы уходите и снова возвращаетесь на то же самое место, будто ходя по кругу. Что бы выйти из под его действия, есть несколько способов: 1. Вспомнить день, когда вас крестили; 2. Ответить на вопросы: В какой день недели был Свят Вечер? Что вы ели на Рождественскую Вечерю? Кто стоял справа от вас, когда вы причащались? 3. Наклониться, обнять коленки и в такой позу идти вперёд попой, пока не поймёте, что вы выбрались (самый прикольный способ! х)).

0

6

Покутник. Мертвецы, но только те, которым разрешено исправить свой грех, при этом помочь кому-то, и не просто помочь, а спасти жизнь. Выглядят как обычные люди, только больно уж бледные. Убрать их можно теми же способами, что и обычных мертвецов. Но в отличии от первых – они положительные и зла живым не причинят.

0

7

Привидения. Персонажи славянской демонологии, имеют бестелесную природу, показываются в виде отсутствующих или несуществующих людей, животных, предметов, пугая человека (иногда считается, что так пугает черт). Они тесно связаны с миром мертвых, с заложными покойниками. Приведения — это духи умерших людей, прежде всего самоубийц и грешников, умерших неестественной или преждевременной смертью. Приведения могут иметь расплывчатый образ чего-то страшного, принимать вид человека (знакомого, музыканта, солдата, инородца), ребенка, девушки или женщины в белом, девушки с распущенными волосами, с телом змеи, гусыни или лебедя и с козьими ногами, человека с ногами индюка, старика в белом с бородой до пояса, черного человека, великана, покойника и т.д. Часто приведения принимают вид животных: курицы, пса, кошки, козла, барана, овцы, коня, свиньи, а также индюка, серны, буйвола, зайца, змеи и т.д. Приведения могут принимать вид конской головы, светящихся отрезанных детских пальчиков, окровавленных отрезанных человеческих рук и головы, пня, стога сена, бочки с дегтем, снежного столба с черными косами, белого воздушного столба, блуждающих огоньков(см.Загадочные огни) и т.п. Их можно встретить у заброшенных пустых домов, на развалинах, кладбищах, перекрестках дорог, на болотах, возле воды (у водяных мельниц, на мостах), в лесу, на дороге. В западнославянских, а также украинских прикарпатских верованиях представлена группа приведений, которые «водят» человека, принуждая его часами блуждать по лесу или дороге (см.Блуд). Есть и безобидные приведения, которые просто шутят: оборачиваясь животными или какой-то привлекательной вещью, они исчезают, как только человек берет их в руки, не причиняя ему никакого вреда и т.п. Чтобы обезопасить себя от приведений, человеку запрещалось разговаривать с ним, оборачиваться или возвращаться назад, нужно было вывернуть свою одежду наизнанку или надеть задом наперед головной убор, прикрыть им лицо, иметь при себе оберег. От приведения можно избавиться, ударив их наотмашь, окропив святой водой, перекрестившись, помолившись, выругавшись.

0

8

Упырь. Они являются родственниками вампиров, злобными покойниками, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух.
Считается, что упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (также злые ведьмы, ведьмаки, иногда и оборотни); умерший, через гроб которого перескочил черт в образе черной кошки; "заложный" покойник (самоубийца).Ночами упыри встают из могил, обуреваемые желанием сосать кровь спящих людей. Когда народ подозревает какого-то покойника в таких страшных ночных прогулках, его выкапывают из могилы и, увидев, что он вовсе не похож на мертвеца, а наоборот, свеж и розовощек, будто живой, вбивают ему в сердце осиновый кол, а потом сжигают труп. При этом следует остеречься струи черной крови, которая хлынет из злобного сердца, не то; если хоть капля на кого-то попадет, останутся на теле неизлечимые язвы. Ну а когда разгорится костер, поползут в разные стороны черные жабы, гадюки и черви, и надобно следить, чтобы ни одна из этих нечистей не сбежала, ибо с нею упырь может ускользнуть, чтобы потом возродиться - и вновь вершить свои ужасные дела. В глухую полночь выходя из могил, где лежат они нетленными трупами, упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают случайных путников или проникают в избы и высасывают кровь сонных людей, которые вслед за тем непременно умирают. Предрассветный крик петуха заставляет упыря мгновенно исчезать или повергает его, окровавленного, наземь - в совершенном бесчувствии.

0

9

Упырь-прорицатель. Хотя и является сородичем упыря, но кровь пьёт в исключительных случаях (когда нужно напророчить или нужно для жизни), да и то очень мало. Многие считают их даже милыми, они людей и остальных не трогают. В отличие от обычных упырей, они могут находиться на солнечном свете, но не слишком долго. Сам он высокий, руки и ноги тощие и длинные, «тянется как жевачка», лицо бледное. Упырями прорицателями стать невозможно; они появляются только в наднепрянских губерниях.

0

10

Загадочные огни. По ночам около территории болот, озёр и лесов могут появляться огоньки, очень схожие со светлячками, но это не так. На самом деле это лесные и водяные духи или души умерших насильной смертью и привязаны к этому месту. Эти огни могут кружиться в хаотическом порядке, кругами или в виде водоворота. Особого вреда они не причиняют людям и остальным существам, но всё таки лучше обходить их стороной.

0

11

Мавка. Персонажи украинской демонологии, происходящие из душ умерших. По целому ряду признаков мавки сближаются с русалками. Согласно народным представлениям, мавками становились малолетние дети: мертворожденные, либо умершие на Русальной неделе, либо те младенцы, которых не успели окрестить перед смертью. В западных районах Украины рассказывали, что мавки появлялись в виде ночных птиц или птенцов, издающих жалобный писк; в период Зеленых святок (духовско-троицкий цикл праздников) их можно было видеть на полях, перекрестках дорог или в лесу в образе малых детей в белом; они преследовали людей и просили, чтобы те их окрестили. Если случайный прохожий слышал жалобы мавок, которые пели: «Мене мати народила, нехрещену положила» , то должен был сказать: «Иван да Марья! Хрещаю тебе во имя Отца и Сына и Святого Духа!». С этого момента блуждающая душа могла попасть на «тот свет»; если же в течение семи лет никто из людей ее так и не «окрестить», то умерший младенец превращался во вредоносного духа — мавку или русалку. Там, где они играли и плясали, трава растет гуще и зеленее. Однако люди считали их опасными и вредоносными духами: мавки могли сбить путника с дороги и завести его в глушь; защекотать до смерти; оторвать человеку голову или наслать на него болезни. Защитой от мавок (как и от русалок) служат, по народным верованиям, чеснок, хрен и полынь.

0

12

Русалка. Женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы). Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные («зарученные») невесты, не дожившие до свадьбы, либо девушки и дети, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период), либо младенцы, умершие не окрещенными. Имеют внешность, как и до смерти, но кожа бледновата и руки ледяные. Лучше русалок обходить стороной, а то гляди, и на дно утащат.

0

13

Аука - в славянских преданиях и поверьях лесной дух, родственный Лешему, который никогда не спит и всегда не прочь подшутить над случайным прохожим или заблудившимся грибником. Сам Аука маленький, пузатенький, щёки надутые. Живёт он в избушке, проконопаченной золотым мохом, вода круглый год из талого льда, помело - медвежья лапа. Так же, как и Леший, любит балагурить, проказничать и шутить, людей по лесу водить, но не редко может и напугать. Крикнешь в лесу - со всех сторон "аукнется". Зимой ему особое раздолье, когда Лешие спят. Того и гляди заведёт в глушь или бурелом, вселит надежду на спасение, а сам водит человека до тех пор, пока не утомиться его жертва и не уснёт сладким морозным сном, обо всём забыв. Аука не только уводит с дороги людей, но и путает следы и отводит человека далеко в сторону от проезжей части. Чтобы не попасть в беду, следует внимательно прислушиваться и по голосу отличать знакомого человека от лесной нечисти; также можно проговорить любимую поговорку всех Леших: "Шёл, нашёл, потерял". Но один раз в году все способы борьбы с лесными духами оказываются безполезными - 4 октября, когда Лешие бесятся. Однако, несмотря на такую характеристику, Аука очень добродушен, если перечитать старинные русские сказания, в этом можно легко убедиться.

0

14

Говорящие животные. Они могут встретиться в любой момент, когда нужна их помощь, или наоборот, лучше бы они не появлялись. В роли «говорящих» часто выступают обычные вороны, коты, медведи, мыши, щуки или волки. Не верьте жабам, змеям, лисам и совам, они по натуре обманщики…

0

15

Животные-оборотни. Вторые по опасности после чертей. Помните историю о царевне-лягушке? Вот эта царевна была самой настоящей жабой-оборотнем. Такие животные хитры, обладают умением оборачиваться в людей с невероятно красивой внешностью. У такой жабы, гадюки или другой дряни есть два ряда острых ядовитых зубов. Если укусит – человек умрёт. Обладают они также способностью привораживать всех представителей противоположного им пола, что заканчивается плачевно…

0

16

Пущевик. Лесной дух, живущий в непроходимой чащобе — пуще. У него руки, как сучья, которыми он зацепляет путника, срывает одежду, норовит выколоть глаза— не пускает в свои владения! Сверкающие очи, косматые зеленые волосы, то кустом колючим прикинется, то корягой, то веткою сухою. В чаще своей пущевик тушит и останавливает лесные пожары.

0

17

Гриф-птица. Воображению сказочников она представляется наполовину птицей (голова и крылья орлиные), наполовину зверем (туловище и ноги льва). Перья у этого птице - зверя заострены, как стрелы; когти и клюв у него — железные. Величина зверя может быть самой разной. Эта птица летает так быстро, как ветер. Грифы – очень умны, знают человеческую речь и владеют всеми языками мира. Хотя, они очень жестоки и справедливы, не терпят когда им грубят. Маленький гриф, подобранный и воспитанный кем-то, будет ему верным другом и помощником. Обычные люди грифов не видят, разве те, у кого в роду были ведьмы или ведьмаки.

0

18

Анчутка. Нечистый дух у славян, бес, водяной чертенок. Анчутка - одно из наиболее распространенных названий нечистой силы. Возможно, оно произошло в результате изменения литовского слова Anciute - "маленькая утка". Действительно, анчутка, чертик - существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается (летает) Согласно общераспространенным поверьям. нечистая сила, в том числе черт, "очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней" (Пащенко, 1905). На Юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей.

0

19

Водяной. Один из главных представителей славянской демонологии, хозяин водных пространств (водяной дедушка, водяной хозяин, царь водяной), злой дух, обитающий в воде. Это чаще всего старик — или маленького роста, или большого, бывает, с очень длинными ногами. Длинная, седая или зеленая борода доходит до колен. В быличках он принимает вид получеловека - полурыбы. У него могут быть перепонки между пальцами рук и ног. Нередко выглядит как поросший шерстью черт с рогами, либо как чудовище серого цвета. Водяной способен к оборотничеству — он становится бревном, мертвецом, превращается в рыбу (сома, карпа, щуку), лошадь, свинью, корову, собаку, любит ездить на соме, поэтому сома называют чертовым конем. Живет Водяной в глубоких местах, в омутах, особенно же любит селиться под водяной мельницей, возле колеса. Мельники дружат с Водяным, иначе он может испортить колесо, разорить запруду. Чтобы Водяной им не вредил, один раз в году приносят ему в дар черную свинью или какое-либо другое животное. На Украине в основании плотины закапывали лошадиный череп, чтобы обезопасить себя от проказ Водяного.

0

20

Кикимора болотная (лесная). Жена лешего (лешачиха, лопаста), которая живёт в лесу или болоте (кикимора болотная, кикимора лесная). Чаще описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой, хотя её облик может быть разным… Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам.

0

21

Лесавки. Лесные духи, дед и бабка лешего. Они очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Обитают в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Все это время веселятся, водят хороводы, поднимают листву, шелестят, шебуршат, копошатся — маленькие лохматые клубочки за короткое время натрудятся, умаются — долго спят.

0

22

Леший. Злой дух, воплощение леса как враждебной человеку части пространства. Леший — хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами; Леший может изменить свой рост — становиться ниже травы или выше деревьев; перегоняет стада зверей из одного леса в другой; связь с волками объединяет его со святым Георгием — Юрием, волчьим пастырем Егорием русских духовных преданий. Наделен отрицательными атрибутами, связью с левым (признак нечистой силы), у него левая сторона одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу и т. п. В быличках леший — проклятый человек или заложный (вредоносный) покойник. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути. Для защиты от лешого уведенный им человек ничего не должен есть или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева), перевернуть стельки у обуви и т. п.

0

23

Барабашка. Это - хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту. Различные неприятности чинили существа совершенно особенные: проклятые дети. Народ свято верил, что стоило легкомысленным родителям проклясть свое чадо, то оно рано или поздно либо пропадет, либо умрет без видимых причин. Но на самом деле все было не так просто: оказывается, проклятые родителями дети уносились некими потусторонними старичками в полную неизвестность. Таинственные дедушки заботились о них, как о родных, но наступал день, и приходилось детям возвращаться на свет божий. Младенцы, превращаясь, кто во что горазд, селились в каком-нибудь доме и брались за свое вредное дело. Рассказывают про одну такую проклятую девочку: она не только шалила исподтишка, но вдобавок нередко в своем прежнем человеческом облике выходила играть со сверстниками. Почуяв неладное, ребята спросили: "Да ты же умерла?" "Нет, я не умерла. Я вон в том доме живу - то под лавкой, то за печкой...". Так тайное стало явным: жильцы припомнили, что некогда вползла в их дом змея, и как раз с тех самых пор и началось безобразие: летали вещи, почем зря лилась вода, лапти оказывались в горшке со щами, а щи - налитыми в валенок... "Так это все ты вытворяла?"- неприятно поразились дети. "Я, потому что вы меня не любите. Давайте мне помягче спать, ставьте покушать, да одежонку подберите..."- выдвинула условия потусторонняя проклятая девочка. Хозяева согласились, и стали они все вместе жить-поживать да добра наживать... Сказка - не сказка, но явление "полтергейста" объяснено вполне логично и даже предложен способ борьбы с ним.

0

24

Баган - дух-покровитель рогатого скота, он охраняет животных от болезненных припадков и увеличивает приплод, а в случае гнева своего творит самок безплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Белорусы выделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется Баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.

0

25

Банники - банные духи. Обитая в непосредственной близи от человека, они не показывались на люди, но требовали строгого себе подчинения. Условия их были просты: баня должна была стоять там, где того желал их подлинный, мистический хозяин. В противном  случае банник не замедливал с местью.  Действовал он довольно подло и наверняка - вплоть до насылания на людей смертельных  болезней. Однако стоило переложить баню - и больной, стоя уже одной ногой в могиле, шел на поправку... )

0

26

Бука - маленькое  злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них - хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят.

0

27

Домовой. Небольшие существа с густой бородой и старческим лицом. Может проживать в квартирах, но чаще можно встретить в селе. Обычно, они помогают хозяину во всём и следят за порядком. Но злить их крайне нежелательно, иначе превратиться в полтергейстов и могут даже дом спалить. Очень хорошие помощники, любят порядок.

0

28

Кики́мора (шиши́мора, сусе́дка, ма́ра) - в восточнославянской мифологии один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печкой и занимается прядением и тканьём, а также проказит по ночам с веретеном и прялкою хозяев дома (например, рвёт пряжу). Кикимора может вредить домашним животным, в частности курам, бросает и бьёт посуду, мешает спать, шумит по ночам. Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от неё служил «куриный бог» — камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, которое вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур, а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки. Считалось, что кикиморами становятся младенцы, умершие некрещеными. Также крестьяне верили, что кикимору могли «напустить» при строительстве дома плотники или печники, желающие по какой-либо причине навредить хозяевам. Для этого мастера делали из щепок и тряпок куклу (фигурку «кикиморы») и закладывали её под матицу (главную балку) или в переднем углу дома.

0

29

Ярчуки. Ярчуки, это псы, которые рождаются с бельмами в глазах, в смысле - нет зрачков. Они слепые. Этих псов боятся ведьмы, так как четвероногие их могут с лёгкостью учуять и потом порвать. Порода собаки и цвет не имеет значение. Они вполне поддаются дрессировке и могут служить "охотникам на ведьм". Совершенно неподдатливы магии.

0

30

Алконост (Алконос) - в русских средневековых легендах ирийская (райская) птица-дева с человеческим лицом, управляет погодой, птица Бога Хорса (Бог Солнца в славянской мифологии). Голос её сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть всё на свете, но зла от неё людям нет, в отличии от её подруги птицы Сирин. (которых художники нередко изображают вместе).
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным шесть дней.
У Алконоста есть волшебные свойства. Например, на те 7 дней, во время которых Алконост высиживает яйца, и ещё неделю, пока выкармливает птенцов, устанавливается спокойная погода, бури сменяются лёгким ветром. Но самая главная особенность Алконоста - его чудесное, завораживающее пение. Подпись под одной из лубочных картин гласит: "Алконост близ раз пребывает, иногда и на Ефрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот все на свете забудет: тогда ум от него отходит и душа из тела выходит". Алконост считалась символом светлой печали. Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

0